воскресенье, 21 июня 2009 г.

Очевидное ошибочное


Так получается – одни люди совершенно неадекватны в отношении выплат на свои желания, при этом абсолютно скупы при встречах с другими людьми, а вторые – оптимально высчитывают возможности на покупки товаров для себя, но при этом каждый раз пытаются оплатить счет всей компании в кабаке.
По мне - абсолютное большинство принадлежит к первым, хотя очевидная правота даже для слабой логики за вторыми.

Дискутировал со своим другом по этому вопросу и получил следующую версию, как пример, объясняющий популярную человеческую модель поведения:

у вас мечта - автомобиль конкретной марки, его цена 30000 у.е. В месяц чистыми на руки получаете 700 у.е., с которых следует оплатить все обязательные издержки семьи. Но об автомобиле думаете засыпая, ведь он еще и подымет ваш условный статус в глазах коллег, и два и три (загибая пальцы приводя аргументы)… Как выход, предложен кредит. Всего за 300 у.е. в месяц на протяжении N лет, предмет желаний станет вашим уже завтра!

Теперь я хочу подробно описать сложившуюся ситуацию:
а) человек желает вещь, цена на которую совершенно неадекватна его финансовому состоянию на сегодня
б) человек принимает решение взять кредит, который по итогу всех выплат увеличивает данную цену
в) человек не имеет никаких кроме воображаемых гарантий того, что будет способен выплатить увеличенную цену, поскольку существуют только воображаемые гарантии его стабильного места работы и при этом воображаемой стабильной заработной платы там же.

Пойдя на подобную «аферу», приходится экономить везде, в том числе и упомянутый выше счет в кабаке. Машина как пример, которых можно приводить на множество страниц.

Еще есть причины, которые можно назвать следствием воспитания – экономить, считать копейку.

Еще есть причины – у человека просто мало денег.

Вкратце получилось три направления: долг, воспитание, слабая обеспеченность.

Пишу о обычной ситуации. А ведь в таком простом вопросе, который поставлен вначале статьи, многое скрыто, в том числе и ответ.
Общее – ошибочный расчет выгодности. Причем ежедневный.

Долг: зачем покупать вещь, которая по цене неадекватна твоим возможностям? Потому что хочется? Потому что престижно?

Воспитание: зачем демонстрировать свою озабоченность деньгами? Чтобы собеседники пришли к выводу о постоянном подсчете выгодности знакомств, чтобы восприняли как человека, у которого все измеряется деньгами?

Слабая обеспеченность: аналогичное с долгом – зачем покупать то, что на сегодня не по карману? Потому что хочется?

На самом деле люди совершают уйму идиотских покупок, и провоцируют такое же количество глупых ситуаций. Человек, пытающийся высчитать свои два доллара с общего счета за два кофе покупает машину в кредит по 50%й наценке при этом не будучи готовым оплатить по своим возможностям и 10% ее обычной стоимости, разве не глупо?

Не могу обойти прекрасный пример глупости – скупка недвижимости при пиковых ценах, поскольку актуально в моей стране.
Лично я не занимался недвижимостью, слабо ориентируюсь в рынке, мало понимаю в его законах. В некоторый момент простым сравнением обнаружил что цены на тот же метр в Вене ниже, чем в моем родном Львове. И как-то странным образом пришла в голову мысль – во Львове цены нереально высоки… наверное для подобного умозаключения надобно было высшее образование. Как минимум странно, что к подобному выводу пришел я, но никак не могли прийти (не обычные покупатели) сами банкиры, уверенно инвестирующие пиковые цены подставляя свой бизнес. Мне, человеку далекому от азов банковского дела совершенно понятна убыточность идеи подобного инвестирования, но людям, работающим по несколько лет в секторе – нет. Почему так? Могу понять субъекта, которому вдруг обрушилось состояние «на голову», но не могу понять почему люди высчитывают до копейки свою долю в мелком кабацком счете, при этом платят кредит на квартиру, купленную в еще не готовом доме за пиковой ценой.
В некий момент оказалось, что предложений по завышенным ценам много, а покупателей мало, рынок пришел в ужас, каждый третий в моей стране ноет что его кинул кризис. Вопрос – а при чем тут кризис?

Еще один из любимых примеров человеческой неадекватности – мобильные телефоны. Знакомые зачем-то покупают модели ценой по 250-300 долларов, притом что пользуют исключительно телефонную книжку и кнопки: ответить/отменить. Одновременно регулярно обворовываются в автобусах и троллейбусах, в добавок становясь мишенью в темных переулках. К тому же у меня почти нет знакомых в городе, чья годовая прибыль бы переваливала отметку 5000 долларов. Но все с упорностью следят за новинками в мире «мобильников» и пытаются не отставать от моды, меняя свою дорогую модель на более новую дорогую модель. Глупо?
Зачем ребенку в школу телефон стоимостью 300 долларов? Как-то задал подобный вопрос в компании и получил ответ – иначе упадет уровень уважения среди одноклассников – кто сошел с ума?

Три примера человеческой актуальной неадекватности в отношении к деньгам, благодаря любому из них обычный трудящий сам создает себе большие проблемы, одновременно пытается отыграться на окружающих. О каких финансовых достижениях в Вашей жизни можете мечтать, совершая подобные ошибки на первых шагах? Если Вы неспособны понять свои финансовые возможности и совершаете неадекватные им покупки только по причине массового прививания ложных ценностей, на подобии денежного авторитета, престижности марки, повторения истерии рынков… Почему после тридцатки плачете в кабаке о том, насколько в жизни именно Вам не повезло, насколько окружающие Вас не понимают, насколько не оценен именно Ваш талант и жизнь несправедлива? При этом берете счет, подсчитываете свои два доллара и делаете вид, что вызвали такси, «давя» в уголке очередь на последний рейс 32го?

У меня старая Nokia по цене 25USD, кроме телефонной книжки имеет полезный фонарик. У меня нет автомобиля, поскольку по городу намного выгоднее перемещаться на автобусе. Я чрезвычайно далек от денежных акул, но мне всегда хватало оплатить счет компании с которой отдыхаю. Я также совершаю глупости, но пытаюсь совершать их реже, и , удивительно, мне это помогает. Попробуйте и вы, возможно, все не так плохо?