вторник, 19 августа 2008 г.

Беззащитное восприятие

Часть первая: алогичность восприятия

Во время последнего семестра 11го класса провел опрос среди всех выпускников на тему: «Лучший учитель». При максимально возможном балле «10» (количество опрошенных около 80ти учеников), с результатом 9,56 победил учитель по военной подготовке. ПО ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ. Могу заверить - ни один из моих одноклассников так и не служил в армии по итогу. Да и про себя скажу – был согласен с мнением большинства, хотя сам предмет, и все, что имеет отношение к армейским наукам, меня мало привлекали тогда и совершенно не привлекают сегодня.

Попытался вспомнить, чем мне не нравилось обучение в институте. Не скажу, что менеджмент неинтересен, но по некой причине ноги отказывались идти на многие лекции, даже наказание в виде продления сессии не действовали. При всей несовершенности системы образования на Украине в конце 90-х само направление "Экономика" не могло меня не заинтересовать. Получалось следующее: не смог обнаружить прямой связи между моей заинтересованностью материалом и моим восприятием материала. Иными словами – то что мне действительно интересно не обязательно мною воспринималось, то что мне совершенно не интересно могло прекрасно усвоится.

К какому ответу я пришел?! Человеческое восприятие индивидуально и попытки подогнать всех людей под единые стандарты подачи информации обречены. Заставить всех детей определённого возраста читать одни и те же книги, выполнять одинаковые нормативы, и при этом использовать единую систему оценок усвоения материала является бредом.

Мое мнение: люди зашли в тупик - система образования отдельно, достижения отдельно. Проблемные ученики делают большие открытия, отличники работают на пенсию в серых помещениях. Как минимум, нет четкой закономерности между успехом в учебе и успехом в работе.

Получается, человек с детства сталкивается с ошибочной методикой восприятия, и передает эту методику следующим поколениям. На работе, в отношениях с друзьями, при воспитании детей и т.д.
Мы не понимаем:
1) что такое восприятие
2) как влиять на восприятие
но без апелляций принимаем общую методику на вооружение и несем ее с собой всю жизнь. И хуже того: незнание рождает ошибочную систему оценок усвоения информации и, возможно, выступает главной причиной общечеловеческой деградации в вопросах возможностей людей как индивидуумов.

Могу с уверенностью сказать: то, как есть сейчас – ошибка. Давайте искать другие пути.

Часть вторая: влияние восприятия

Я хочу узнавать нужное и избавить себя от лишнего, отвлекающего, бессмысленного. Простое человеческое желание. И до тех пор, пока сам не пойму, каким образом ко мне в голову попадает куча информационного мусора, я не смогу легко продвигаться дальше в том направлении, которое мне действительно интересно.

К примеру, сегодняшний день.

- Зачем я курю? Этот вопрос меня мучит 12-ть лет, в среднем 15-ть раз за сутки, забирает время.

Причина: в некий момент жизни воспринял курение как необходимость:
А) чтобы почувствовать себя взрослее
Б) чтобы не отставать от школьных друзей
Глупость? Абсолютная. Сегодня я четко понимаю абсурдность причины, но не могу побороть следствие. Потому что за те 12ть лет зависимости от никотина я воспринял курение как неизбежное для себя.
Воспринял информацию таким образом и запрограммировал свой организм на вредное и бессмысленное. При этом много людей не курят, есть те, которые прекратили курить.

- Зачем я смотрел фильм «The Punisher»? По моему мнению, абсолютно тупой сценарий, пропагандирующий зверскую месть в ответ на такую же месть. И я подарил час своей жизни на восприятие информации, которая мне не нужна ни разу. Каким-то образом меня заинтересовали тем, что мне не нужно, но я уже запомнил, о чем фильм и кто в главных ролях, притом выключил так и не досмотрев. И мне еще предстоит время от времени обрабатывать полученную информацию, которая есть по большому счету мусором.

Причина: в некий момент жизни мне понравился фильм «Pulp Fiction» с Джоном Траволтой. Я воспринял актера и теперь автоматически покупаюсь на фильмы с его участием. Запрограммировал себя. В это же время есть много людей, которые запрограммированы на обратное. А так же есть люди, которые не в курсе кто такой Траволта.

- Зачем Украина отказывается пускать русские корабли обратно в Севастополь? Зачем я вообще смотрел новости? Мне каким боком проблемы флота уперлись?

Причина: на протяжении жизни я воспринял вечерние телевизионные новости, как необходимое. Смог бы я прожить без этой информации? Да легко, но воспринял, усвоил, в результате мозг пытается анализировать, искать ответы по вопросам, на которые я все равно не повлияю. В это же время в мире миллионы людей не смотрят новостей вечером по телевидению, миллионы вообще не в курсе о том, что есть другие страны. ?

В трех примерах причиной выступило индивидуальное восприятие информации:
- можно курить, можно не курить
- можно смотреть фильм, можно не смотреть.
- можно слушать вечерние новости, можно не слушать.
А вот последствия разные. Курение рушит здоровье, увлечение актером ведет к слепому фанатизму, восприятие информации о конфликте между государствами ведет к принятию мнения одной из сторон, с возможным участием, как минимум, в информационной войне.

Подытожим:
- восприятие влияет на наше будущее. В том числе, мы можем умереть за бессмысленное, либо потратить жизнь на увлечение, не имеющее значения.
- зачастую мы не умеем отличать бессмысленное от важного потому что:
А) с детства учимся важности восприятия информации по шаблону: делать как все, делать, как скажут
Б) с детства учимся оценивать информацию одинаково: это хорошо, а это плохо

Теперь попробую найти общее для двух частей статьи. Наше восприятие зависит от СПОСОБА ПОДАЧИ информации.
Простыми словами – можно ОТКРЫТЬ восприятие человека и положить туда все что угодно и как угодно, либо подать информацию, когда восприятие открыто. Несколько способов влияния на человека:

Повторение.
Все достаточно просто: никогда не был в Тольятти, не люблю рекламу, но даже сегодня при упоминании этого города вспоминается слоган: «Дока-пицца – нельзя не соблазнится»… Как так случилось, что я воспринял эту информацию? Ее повторяли, повторяли, в результате подача информации совпала с моим ОТКРЫТЫМ восприятием – мозг освобожден от ежедневных шумов. Время от времени, при стечении обстоятельств, мы готовы к восприятию: ничего не тревожит, нам хорошо.
Повторением легко убедить целые группы людей в любой глупости, абсурдности. Повторением можно заставить людей принимать ваши идеи за их собственные.
Здесь не обязательно убедить человека с первого раза, упор идет на то, что при повторении ваша информация со временем обязательно совпадет из открытым восприятием.
Так действуют сегодня большие финансовые группы, через СМИ управляющие людьми. Простым повторением конфликтной информации можно спровоцировать войну, финансовый кризис. Повторением можно присваивать информации статус «хорошая» либо «плохая» и т.д.

Индивидуальная работа
Здесь важно понять, что именно тревожит человека, какие вопросы его отвлекают, в том числе тревожит ли его собеседник. Убираются мозговые шумы и наступает процесс подачи информации в том виде, в котором она была запланирована.
Так действуют религиозные секты, финансовые пирамиды, отдельные аферисты.

Книга
Самый древний и проверенный способ. Преимущество - человек сам себя настраивает на отключение от мозговых шумов, и дальнейшее восприятие зависит от того, насколько совместимы подача информации автором и восприятие информации читателем – уровень доступности. Примеры:
- не могу читать книги на языках, которые не понимаю
- не могу читать книги, где много слов, значения которых не знаю
- не могу читать книги, если шрифт слишком мелкий
- не могу читать книги, если бумага неприятна на прикасание
- не могу читать книги, если в них нет картинок
И т.д.
Здесь выделю важный момент – человека сложно заставить читать и воспринять книгу, которую он не желает читать и воспринимать. Для этого вначале с клиентом ведут индивидуальную работу, убеждая в необходимости чтения.

Важно понимать, насколько мы беззащитны в моменты нашего открытого восприятия, и начинать учится блокировать попытки подать нам ненужную информацию. Понимаю всю сложность отбора важной информации от лишней.

Могу предложить способ, описанный в главе «Аритмия» - доверять личным предчувствиям, пусть и необъяснимым на первый взгляд.
На самом деле любой из нас сегодня напоминает большое ведро, в которое много лет забрасывали кучи дерьма, по примеру:
- делай как все
- это хорошее, это плохое
- та религия плохая, эта хорошая
- главное добиться популярности
- в жизни важна карьера
- живи, чтобы стать богатым
- много денег не бывает
- главное – власть
- нет жизни без футбола
- моя нация самая великая
И т.д.
И будут забрасывать новое, все годы, либо до тех пор, пока не осознаем свое реальное положение, не начнем блокировать и постепенно выбрасывать ту кучу, которую уже собрали.

Кто прав в конфликте США и России? Что доказало киевское Динамо в Москве? Вы смотрели новое видео с Перес Хилтон в сети? Как вам "Секретные материалы-2"?
Может хватит?